Менеджмент – актуальная система управления организацией , действующая в условиях рыночной экономики. Термин «менеджмент» является аналогом понятия «управление». Однако есть и разница. Управление принадлежит к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, государством. Т.е. управление является более фундаментальным понятием. Менеджмент употребляется исключительно в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения выбранных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Система менеджмента – это набор определенных составляющих элементов : принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, а также правового обеспечения.
Термин «менеджмент» может применяться ко всем типам организаций, но, если речь идет о государственных структурах любого уровня, то более корректно употреблять термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления используется термин «администрирование».
Менеджмент включает в себя четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование есть вид деятельности по формированию методов воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к исключительным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого структурного подразделения в частности на установленный срок: определение хозяйственных задач, способов их достижения, сроков и последовательности реализации, определение материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заранее учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие наилучшие условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или структурного подразделения.
Основной функцией управления является функция организации, которая заключается в поддержании постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий их функционирования. Организация как процесс является функцией по координации многих задач.
Мотивация как важнейшая функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через создание мотивов поведения для достижения личных целей организации.
Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с созданием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по выявлению и оценке процессов развития и достижения поставленных целей.